Беларусь — лакомый кусочек для многих зарубежных компаний. Страна расположена выгодно, на торговом пути из Азии в Европу и наоборот. Руководство делает всё возможное для того чтобы инвесторы чувствовали себя хорошо на просторах Синеокой — вкладывали средства в существующие производства, создавали здесь представительства, совместные предприятия, открывали филиалы и так далее.
Однако белорусское законодательство, особенно по части привлечения инвесторов и инвестиций, изменяется, подстраиваясь под мировые реалии. Этот процесс нельзя назвать частым, однако застоявшимся он точно не является.
Любое действие государственного значения, предпринимаемое со стороны иностранцев, будет регулироваться каким-либо документом — Совета Министров, профильного министерства или даже Президента (Указы, Декреты и другие акты). Например, 408-ое Постановление Совмина, датированное концом мая 2018-го года, утвердило Положение, которое представляет неподдельный интерес для зарубежных представительств на белорусской земле. В нём прописан алгоритм открытия и осуществления деятельности в Беларуси зарубежных компаний. Этот документ не обладает обратной силой. Получается, что процедуры, которые были начаты до появления Положения, не испытают на себе его влияния.
Если говорить конкретно, то Положение содержит в себе шаги по открытию иностранного представительства юрлица в Беларуси, правилам работы его в стране, а также прекращения своей деятельности. Вместо представительства могут открываться и другие организации, которые на территории своей страны зарегистрированы на самом высоком уровне. Как только уполномоченный орган в Беларуси примет решение о выдаче разрешительного документа на открытие, представительство считается «рождённым» и может приступать к формированию остальной документации (естественно, что без предоставления определённых документов иностранная структура в Беларуси открыта не будет), набору персонала и другим действиям.
Пожалуй, главным изменением по сравнению с прежними временами является то, что сменился государственный орган, который «даёт добро» иностранным компаниям в виде разрешения на работу на белорусской территории. Естественно, в варианте представительства. Если дела не заладятся, то этот же орган запретит деятельность. С сентября 2018-го года эта задача возложена на областные исполнительные комитеты, а также на Минский исполком. Раньше подобной темой заведовало Министерство иностранных дел. Однако вот уже как три года МИД сопровождает деятельность представительств исключительно в методологическом плане, а не вершит их судьбы.
Положение определяет обязанность исполнительных комитетов. Они должны ежемесячно не позднее десятого числа давать госорганам данные относительно иностранных представительств: кто открылся, кто — наоборот, закрылся. Причём эта информация не должна быть скрытой. Её размещение на сайте исполнительного комитета — обязательное условие, о чём говорит 36-ой пункт Положения.
Между тем от представительств никуда не делась обязанность самим становиться на учёт в Инспекции по налогам и сборам Беларуси, Белстате, Фонде социальной защиты населения и Белгосстрахе. Конечно, если полномочия по разрешению регистрации иностранных структур в Беларуси передали на плечи исполкомов, то можно было бы вдогонку и постановочные обязанности им передать. В других субъектах хозяйствования именно так и происходит. Но в случае с представительствами схема постановки на учёт остаётся такой, как раньше.
Важным этапом в регистрации является подготовка необходимой документации. Не все понимают значимость выписки, которая находится в торговом реестре. А также другого документа, который подтверждал бы статус зарубежного предприятия. Эти бумаги обязаны быть легализованными, прежде чем окажутся на столе у регистрирующего органа — в исполнительном комитете. Можно пойти по упрощённому пути и воспользоваться апостилем — особым штампом. Это особенно касается государств, присоединившихся к легендарной Гаагской Конвенции от октября 1961-го года, которая отменяет принуждение в легализации зарубежных документов официального образца. Если документация получена не из государств, которые поддерживают нормы этой Конвенции, то не обойтись без консульской легализации (обращаться надо в Главное консульское управление МИДа РБ или в консульские учреждения, расположенные на территории страны).
До осени 2018-го года руководитель зарубежного представительства не мог нормально работать без служебной карточки, которую он обязан был получить по установленному порядку. Она подтверждала его полномочия, с ней он мог действовать, используя имя представительства. Но сентябрьское «совминовское» Постановление упразднило данный документ служебного характера.
Регистрация филиалов и представительств от 150 BYN. Зарегистрируем бизнес любого масштаба под ключ в срок от 1 дня!
Постановление установило ряд ограничений для работы представительств. Главное из них связано со страхованием. В частности, иностранные представительства, которые ставят перед собой цель заниматься в Беларуси страхованием кого-то или чего-то, создавать запрещено. Это же касается и страховых консультаций, информирования по этой тематике. Подробно с запретом можно ознакомиться в третьем абзаце девятого пункта Положения.
Возможно, данный перечень имело смысл продолжить остальными вариантами деятельности. Дело в том, что страхование — это то же самое предпринимательство. А предпринимательской деятельностью иностранное представительство в Беларуси априори не может заниматься. Но что есть, то есть.
К нему прилагаются следующие формы документации:
Положение устанавливает перечень оснований для отказов в следующих случаях:
С сентября 2018-го года исполкомы могут принимать решение дольше по времени относительно выдачи разрешения на начало работы представительства в Беларуси. Теперь его заявитель может ожидать месяц с того момента, как подал в исполнительный комитет соответствующее заявление. Но если надо, временные рамки могут быть увеличены вдвое — до шестидесяти дней, о чём говорится в 21-м пункте Положения. Ранее на выдачу отводилось всего лишь десять дней, а продлевался срок максимум на один месяц.
Что делать, если разрешение потеряно или его кто-то похитил? В этой ситуации первое дело — опубликовать в местных газетах информацию об утере. Затем по образцу пишется в исполнительный комитет заявление с просьбой изготовить дубликат. К заявлению прилагается копия газетной публикации либо само разрешение, которое имеет непрезентабельный вид. В Положении этому посвящён 22-й пункт.
Также произошло изменение сроков, в которые надо предоставлять ежегодный отчёт о работе иностранного представительства в республике. Они увеличились. Например, если раньше надо было уложиться с начала года и до десятого января, то сейчас — до первого марта (можно посмотреть подробнее в пятом абзаце 25-го пункта Приложения).
Если же представительство нарушило Закон, то исполнительный комитет предупредит «иностранца» об этом, подробно указав нарушения и прописав сроки, в течение которых они должны быть устранены. Как только недочёты исправили, надо направить в исполком соответствующий отчёт с указанием того, что именно было сделано.
Открытие зарубежного представительства в Беларуси стало больше похожим на процесс регистрации организаций коммерческого толка. Соответственно, в 2018-м году решили поменять и процедуру смены месторасположения зарубежного полпреда в Беларуси. Если меняется только место, а исполнительный комитет остаётся прежним, то за десять дней (конечно же, без учёта выходных и праздников) с момента смены адреса владелец представительства приносит в исполком соответствующее уведомление. Он также должен внести в положение о своём предприятии необходимые изменения. Оно оформляется как приложение к вышеуказанному положению.
Сложнее ситуация, когда меняется не только месторасположение, но и принадлежность к исполнительному комитету. Здесь не обойтись без строгого выполнения минимум трёх действий:
С появлением в 2018-м году 408-го Постановления Совмина увеличилось количество оснований, направленных на прекращение работы в Беларуси иностранных представительств. Добавились две причины:
Есть ещё одна причина, по которой «иностранцу» могут помахать ручкой. Это случится, если руководитель наберёт более четырёх иностранных граждан на работу (при условии, что сам не является белорусом или не имеет белорусского гражданства). Опять же, в этой ситуации решение — на откуп исполкому. Допустимая норма иностранцев вместе с руководителем — пять человек.
Стоит сказать и о процедуре по прекращению работы зарубежной компании в Беларуси. С того момента, как в исполком поступили все документы, которые подтверждали бы окончание работы представительства на белорусской территории, орган власти даёт организации подтверждение в письменном виде, что процедура по прекращению его работы в чужой стране завершена. Но исполком может проверить, не остался ли «иностранец» должным что-нибудь другим госорганам. Туда отправляются соответствующие запросы. В такой ситуации — продление срока максимум до двух месяцев.
Получается, что произошло не так много серьёзных изменений в деле регистрации представительств зарубежных предприятий. Стоит повториться: главное изменение — это замена органа по регистрации.
Продолжая, Вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и подтвержаете, что прочли наше Положение о конфиденциальности и использовании файлов cookie.