Центр Регистрации ООО

Как в Беларуси открыть представительство?

Беларусь — лакомый кусочек для многих зарубежных компаний. Страна расположена выгодно, на торговом пути из Азии в Европу и наоборот. Руководство делает всё возможное для того чтобы инвесторы чувствовали себя хорошо на просторах Синеокой — вкладывали средства в существующие производства, создавали здесь представительства, совместные предприятия, открывали филиалы и так далее.

Однако белорусское законодательство, особенно по части привлечения инвесторов и инвестиций, изменяется, подстраиваясь под мировые реалии. Этот процесс нельзя назвать частым, однако застоявшимся он точно не является.

Совет Министров и его Постановление

Любое действие государственного значения, предпринимаемое со стороны иностранцев, будет регулироваться каким-либо документом — Совета Министров, профильного министерства или даже Президента (Указы, Декреты и другие акты). Например, 408-ое Постановление Совмина, датированное концом мая 2018-го года, утвердило Положение, которое представляет неподдельный интерес для зарубежных представительств на белорусской земле. В нём прописан алгоритм открытия и осуществления деятельности в Беларуси зарубежных компаний. Этот документ не обладает обратной силой. Получается, что процедуры, которые были начаты до появления Положения, не испытают на себе его влияния.

Если говорить конкретно, то Положение содержит в себе шаги по открытию иностранного представительства юрлица в Беларуси, правилам работы его в стране, а также прекращения своей деятельности. Вместо представительства могут открываться и другие организации, которые на территории своей страны зарегистрированы на самом высоком уровне. Как только уполномоченный орган в Беларуси примет решение о выдаче разрешительного документа на открытие, представительство считается «рождённым» и может приступать к формированию остальной документации (естественно, что без предоставления определённых документов иностранная структура в Беларуси открыта не будет), набору персонала и другим действиям.

Новшество в Положении

Пожалуй, главным изменением по сравнению с прежними временами является то, что сменился государственный орган, который «даёт добро» иностранным компаниям в виде разрешения на работу на белорусской территории. Естественно, в варианте представительства. Если дела не заладятся, то этот же орган запретит деятельность. С сентября 2018-го года эта задача возложена на областные исполнительные комитеты, а также на Минский исполком. Раньше подобной темой заведовало Министерство иностранных дел. Однако вот уже как три года МИД сопровождает деятельность представительств исключительно в методологическом плане, а не вершит их судьбы.

Положение определяет обязанность исполнительных комитетов. Они должны ежемесячно не позднее десятого числа давать госорганам данные относительно иностранных представительств: кто открылся, кто — наоборот, закрылся. Причём эта информация не должна быть скрытой. Её размещение на сайте исполнительного комитета — обязательное условие, о чём говорит 36-ой пункт Положения.

Между тем от представительств никуда не делась обязанность самим становиться на учёт в Инспекции по налогам и сборам Беларуси, Белстате, Фонде социальной защиты населения и Белгосстрахе. Конечно, если полномочия по разрешению регистрации иностранных структур в Беларуси передали на плечи исполкомов, то можно было бы вдогонку и постановочные обязанности им передать. В других субъектах хозяйствования именно так и происходит. Но в случае с представительствами схема постановки на учёт остаётся такой, как раньше.

Важным этапом в регистрации является подготовка необходимой документации. Не все понимают значимость выписки, которая находится в торговом реестре. А также другого документа, который подтверждал бы статус зарубежного предприятия. Эти бумаги обязаны быть легализованными, прежде чем окажутся на столе у регистрирующего органа — в исполнительном комитете. Можно пойти по упрощённому пути и воспользоваться апостилем — особым штампом. Это особенно касается государств, присоединившихся к легендарной Гаагской Конвенции от октября 1961-го года, которая отменяет принуждение в легализации зарубежных документов официального образца. Если документация получена не из государств, которые поддерживают нормы этой Конвенции, то не обойтись без консульской легализации (обращаться надо в Главное консульское управление МИДа РБ или в консульские учреждения, расположенные на территории страны).

До осени 2018-го года руководитель зарубежного представительства не мог нормально работать без служебной карточки, которую он обязан был получить по установленному порядку. Она подтверждала его полномочия, с ней он мог действовать, используя имя представительства. Но сентябрьское «совминовское» Постановление упразднило данный документ служебного характера.

Регистрация представительства

Регистрация филиалов и представительств от 150 BYN. Зарегистрируем бизнес любого масштаба под ключ в срок от 1 дня!

Ограничения для «иностранцев»

Постановление установило ряд ограничений для работы представительств. Главное из них связано со страхованием. В частности, иностранные представительства, которые ставят перед собой цель заниматься в Беларуси страхованием кого-то или чего-то, создавать запрещено. Это же касается и страховых консультаций, информирования по этой тематике. Подробно с запретом можно ознакомиться в третьем абзаце девятого пункта Положения.

Возможно, данный перечень имело смысл продолжить остальными вариантами деятельности. Дело в том, что страхование — это то же самое предпринимательство. А предпринимательской деятельностью иностранное представительство в Беларуси априори не может заниматься. Но что есть, то есть.

Приложения для Положения

К нему прилагаются следующие формы документации:

  • заявление о получении разрешения для открытия в Беларуси зарубежного представительства;
  • специальный журнал, сделанный по форме (можно посмотреть во втором Приложении к Положению об открытии);
  • программа планируемой деятельности;
  • само разрешение, дающее возможность открыть в Беларуси представительство;
  • разрешение на продолжение деятельности (если срок предыдущего документа истек, надо позаботиться о новом разрешении);
  • уведомление в случае изменения адреса.

Отказы, продление и принудительное прекращение работы

Положение устанавливает перечень оснований для отказов в следующих случаях:

  • исполком не примет заявления о желании открыть в РБ представительство или продлить его срок, если не принесены все документы, согласно определённому Совмином перечню. А также в случае отсутствия в заявлении данных, без которых процедура выдачи разрешения (или продления существующего «позволения») не может быть выполнена. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, рекомендуется обратить внимание на первый пункт 17-ой статьи белорусского Закона об административных процедурах (их основах) от 2008-го года;
  • сказано «Нет!» в выдаче уже готового разрешения. Его заявитель не получит, если:
  • предоставил документацию или информацию, идущую вразрез с законодательными требованиями. Сюда же относятся недействительные, поддельные либо подложные документы;
  • цели появления представительства не совпадают с необходимыми для выполнения требованиями, чётко прописанными в пятом, шестом и восьмом пунктах Приложения;
  • какой-либо государственный орган (либо его территориальное подразделение) возражает против выдачи решения заявителю на основание им в Беларуси представительства «иностранцев»;
  • есть информация о получении иностранцами разрешения, по которому ещё не закончилась процедура завершения работы на момент предоставления документации. В Положении эту тему регулирует пункт 33;
  • нарушены другие нормы отечественного законодательства.
  • не продляют срок действия прежнего разрешения. Это возможно в следующих ситуациях:
    1. нарушены сроки подачи требуемых документов, которые прописаны в 15-ом пункте Положения;
    2. заявитель подал документы, полностью не соответствующие белорусскому законодательству. Сюда же относятся и «липовые» бумаги — недействительные, подделки, подложные;
    3. госорган или его территориальное представительство обоснованно не желают продлевать работу представительства-«иностранца» в Синеокой;
    4. нарушаются другие нормы белорусского законодательства.

Другие особенности Положения

С сентября 2018-го года исполкомы могут принимать решение дольше по времени относительно выдачи разрешения на начало работы представительства в Беларуси. Теперь его заявитель может ожидать месяц с того момента, как подал в исполнительный комитет соответствующее заявление. Но если надо, временные рамки могут быть увеличены вдвое — до шестидесяти дней, о чём говорится в 21-м пункте Положения. Ранее на выдачу отводилось всего лишь десять дней, а продлевался срок максимум на один месяц.

Что делать, если разрешение потеряно или его кто-то похитил? В этой ситуации первое дело — опубликовать в местных газетах информацию об утере. Затем по образцу пишется в исполнительный комитет заявление с просьбой изготовить дубликат. К заявлению прилагается копия газетной публикации либо само разрешение, которое имеет непрезентабельный вид. В Положении этому посвящён 22-й пункт.

Также произошло изменение сроков, в которые надо предоставлять ежегодный отчёт о работе иностранного представительства в республике. Они увеличились. Например, если раньше надо было уложиться с начала года и до десятого января, то сейчас — до первого марта (можно посмотреть подробнее в пятом абзаце 25-го пункта Приложения).

Если же представительство нарушило Закон, то исполнительный комитет предупредит «иностранца» об этом, подробно указав нарушения и прописав сроки, в течение которых они должны быть устранены. Как только недочёты исправили, надо направить в исполком соответствующий отчёт с указанием того, что именно было сделано.

Смена адреса

Открытие зарубежного представительства в Беларуси стало больше похожим на процесс регистрации организаций коммерческого толка. Соответственно, в 2018-м году решили поменять и процедуру смены месторасположения зарубежного полпреда в Беларуси. Если меняется только место, а исполнительный комитет остаётся прежним, то за десять дней (конечно же, без учёта выходных и праздников) с момента смены адреса владелец представительства приносит в исполком соответствующее уведомление. Он также должен внести в положение о своём предприятии необходимые изменения. Оно оформляется как приложение к вышеуказанному положению.

Сложнее ситуация, когда меняется не только месторасположение, но и принадлежность к исполнительному комитету. Здесь не обойтись без строгого выполнения минимум трёх действий:

  • предоставление документации в новый обл-, рай- или горисполком;
  • исполкомы контактируют друг с другом. Новый максимум за три рабочих дня информирует прежнего о том, что представительство теперь — на его территории;
  • из прежнего исполнительного комитета дело представительства переходит в новый исполком. Согласно 28-му пункту Положения, на эту процедуру отводится максимум десять дней.

Плюс две причины

С появлением в 2018-м году 408-го Постановления Совмина увеличилось количество оснований, направленных на прекращение работы в Беларуси иностранных представительств. Добавились две причины:

  • требование о необходимости прервать деятельность поступило от какого-либо госоргана либо его подразделения. В этой ситуации последнее слово остаётся за исполнительным комитетом;
  • даже исполком не поможет, если работа представительства имеет признаки экстремистской направленности. Здесь включается Закон, посвященный противодействию этому делу.

Есть ещё одна причина, по которой «иностранцу» могут помахать ручкой. Это случится, если руководитель наберёт более четырёх иностранных граждан на работу (при условии, что сам не является белорусом или не имеет белорусского гражданства). Опять же, в этой ситуации решение — на откуп исполкому. Допустимая норма иностранцев вместе с руководителем — пять человек.

Стоит сказать и о процедуре по прекращению работы зарубежной компании в Беларуси. С того момента, как в исполком поступили все документы, которые подтверждали бы окончание работы представительства на белорусской территории, орган власти даёт организации подтверждение в письменном виде, что процедура по прекращению его работы в чужой стране завершена. Но исполком может проверить, не остался ли «иностранец» должным что-нибудь другим госорганам. Туда отправляются соответствующие запросы. В такой ситуации — продление срока максимум до двух месяцев.

Получается, что произошло не так много серьёзных изменений в деле регистрации представительств зарубежных предприятий. Стоит повториться: главное изменение — это замена органа по регистрации.

 

Поможем решить любую задачу!

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Павлова Александра Дмитриевна главный юрисконсульт ООО “Центр Регистрации ООО”

Практикующий юрист в сфере корпоративного права. Владение в совершенстве теоретическими и практическими навыками в вопросах создания и ведения бизнеса, регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Комментарии: 0

Продолжая, Вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и подтвержаете, что прочли наше Положение о конфиденциальности и использовании файлов cookie.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Онлайн консультация

    Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
    Задать вопрос сотруднику

      Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

      Оставьте заявку на получение бесплатной консультации

        Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
        1

        Оставьте заявку, и наш специалист свяжется с вами в течение 5 минут

        2

        Ответим на все ваши вопросы

        3

        Подберем оптимальный тарифный план, наиболее подходящий именно Вам