Не секрет, что Россия на сегодняшний день — основной партнёр Беларуси по торговле. На её долю приходится более половины всех поставок нашей продукции. Они появляются у россиян несколькими способами, среди которых наиболее популярны два:
В первом случае наглядным примером успешного сотрудничества между странами можно считать АО «Брянсксельмаш». До недавнего времени оно называлось совместным предприятием — открытым акционерным обществом «Брянсксельмаш». Однако со сменой организационно-правовой вывески в структуре владения акциями ничего не изменилось — контрольный пакет по-прежнему принадлежит гомельскому «Гомсельмашу». Между тем созданное более пятнадцати лет назад совместное предприятие не только успешно продвигает совместно произведённую сельскохозяйственную технику в российские регионы, но и является самым крупным налогоплательщиком в Брянской области. Оно дало работу более чем 400 россиянам.
Но и филиалы с представительствами тоже создаются в России. И их немало, может быть, и больше, чем совместных предприятий. Но для того чтобы создать филиал в стране-соседке, надо в совершенстве владеть правовыми основами данного дела, знать хорошо законодательства обоих государств.
В Беларуси оно осуществляется двумя законодательными документами:
В Российской Федерации таких документов больше. Речь идёт о:
Основная документация будет состоять из четырёх пакетов. Их необходимо готовить для следующих целей:
Из этого списка наибольший интерес ввиду своей сложности и запутанности представляет документация, которая нужна для положительного решения вопросов при обращении в торгово-промышленную палату и инспекцию Федеральной налоговой службы. Если туда не предоставить своевременно положенные документы, то сроки открытия и начала работы филиала существенно затянутся. Соответственно, не обойдётся без дополнительных финансовых затрат, причём весьма немаленьких.
Сначала можно рассмотреть общие моменты подготовки визита в эти структуры. Итак, и для торгово-промышленной палаты, и для Федеральной налоговой службы не обойтись без:
А теперь — то, без чего не обойтись при обращении только в торгово-промышленную палату. Там не примут без:
А теперь то, что требуют конкретно в Федеральной налоговой службе при желании создать в России филиал белорусского предприятия. Не обойтись без:
Однако перед вышеназванной документацией надо поработать над бумагами ещё в Беларуси. Перед тем как разговаривать с сотрудниками соседской торгово-промышленной палаты и федеральной налоговой службы, надо, будучи дома, подготовить и получить необходимые документы. Это:
Когда вся документация собрана, её вместе с подписями относят к нотариусу, который все бумаги заверяет. Причём это можно делать как с помощью отечественных нотариусов, так и в России.
Сначала сформируем несколько этапов, а потом пройдёмся по каждому из них более подробно. Итак, в создании филиала можно выделить пять основных этапов. Они выглядят примерно так:
В первую очередь надо подумать над таким вопросом, как сбор требуемых данных и определение с наиболее удобной организационно-правовой формой собственности в соседствующей с востока стране. Для удобства читателей дадим краткие характеристики возможным формам пребывания, а также видам деятельности, которыми может заниматься каждое из них:
Да, у нас заключены документы о Союзном государстве. Возможно, поэтому Гражданский кодекс «старшего брата» говорит белорусам, что наши предприятия в России являются такими же участниками в гражданских отношениях, что и коренные российские. Получается, что наши организации без проблем могут заниматься открытием на соседской земле подразделения обособленного характера — те же самые филиалы, представительства. Об этом можно почитать в федеральном Законе № 160, где интерес представляет 21-ая статья и её четвёртый раздел.
Важно подчеркнуть, что ни белорусские полпреды в России, ни российские в Беларуси не считаются юридическим лицами. Что это означает? У них полностью отсутствует правоспособность, их правовое положение регулируется правовыми нормами того государства, на территории которого зарегистрировано головное предприятие. В ситуации с белорусскими филиалами в России — это Беларусь и её законодательство. Давайте придумаем ситуацию. Задумало, например, руководство условного Минского тракторного завода обзавестись в России ещё одним филиалом. В таком случае именно это открытое акционерное общество, расположенное в Минске, и будет указывать филиалу, как ему жить — создаваться, получать права, обязанности, а также само назначит ему руководителя (директора), наделит его необходимыми полномочиями, которые будут находиться исключительно в рамках белорусского законодательства. Если кратко — вывод из вышесказанного: наш филиал в России (или же представительство) будет создаваться по белорусским законам. Но проходить аккредитацию — по законам страны-хозяйки. Без неё обойтись никак нельзя, процесс относится к категории обязательных. В противном случае Россия не даст разрешение на осуществление деятельности нашим филиалом на своей территории.
Как выглядят представительство и филиал в законодательствах Беларуси и России? И там, и там надо смотреть Гражданский кодекс. У белорусов — статья 51, у россиян — статья 55. Итак, представительство:
По определению понятия «филиал» разночтений нет. И в одном, и в другом законодательстве — это обособленное структурное подразделение юрлица, находящееся в другой стране и работающее со всеми его функциями (или же их частью), в том числе – и представительными.
У этих структур много общего. В частности:
Главное отличие — одно: работа представительства не связана с ведением деятельности хозяйственного характера. В филиалах это делают без проблем. У них функций побольше, чем у представительства. Разрешено, в том числе, и заниматься хозяйственной деятельностью
Здесь всё объяснимо. Дело в том, что изначально первостепенной задачей для представительства считается работа над маркетинговыми исследованиями. Его сотрудники прорабатывают контакты делового характера, ищут клиентов, помогают действовать головной организации в областях и республиках Российской Федерации. Разработка соглашений договоров с российскими компаниями с учётом интересов головного предприятия — тоже их задача.
Зарубежное юридическое лицо, которое создаётся «под коммерцию» или чья деятельность будет носить ярко выраженный коммерческий оттенок по обязательствам от головной организации, принятым им для работы в Российской Федерации, может беспроблемно работать в российских регионах с момента аккредитации, создав для осуществления деятельности филиал либо представительство. День аккредитации любого белорусского филиала в России (как и представительства зарубежного юрлица), а также прекращения его работы — это дата, когда в реестре появилась соответствующая запись. Подробности расписаны в третьем пункте четвёртой статьи 160-го Закона.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: филиал — это часть структуры зарубежного юрлица (предприятия, организации), благодаря которому головное его предприятие может на сто процентов принимать участие в хозотношениях на территории Российской Федерации.
Интересный момент с финансированием филиала. Российское законодательство не рассматривает финансовую подпитку структурного подразделения белорусского хозяйственного общества как базу для обложения налогом. Главное, чтобы эти деньги шли действительно на поддержание работы этого филиала. Гораздо сложнее и запутаннее эта тема в случае работы совместных белорусско-российских предприятиях, расположенных на территории России (в этом случае оно считается российским юрлицом). Или российского юрлица, которое находится полностью во владении белорусского предприятия. В данных ситуациях финансирование допустимо исключительно как получение средств заёмного характера, пополнение капитала устава и в ряде других случаев. Эти моменты могут явиться основанием для исчисления различных видов налогов.
Получается, что именно филиал в качестве полпреда из Беларуси является наиболее выгодной по всем параметрам формой работы белорусского юрлица на территории Российской Федерации.
Создание филиала белорусской организации в России — это соблюдение законодательных актов двух стран. Но тем, кто желает обзавестись этой структурой у восточных соседей, надо внимательно посмотреть на отечественное законодательство. Есть некоторые нестыковки. Например, статья под № 6 Закона «О хозяйственных обществах» вот что говорит: создание таким обществом филиалов и представительств в других странах должно осуществляться в строжайшем соответствии с законодательными актами того государства, где эти филиалы и представительства будут находиться (если что-то другое не оговорено в договорах международного значения с участием Беларуси). Это несколько некорректное определение. Возможно, более удобно для понимания было бы сказать, что филиалы и белорусские представительства, которые создаются вне территории республики, образовываются с обязательным учётом норм законодательства страны, в которой им предстоит осуществлять свою деятельность от имени расположенной в Беларуси головной организации.
Далее необходимо поразмыслить над изданием документа распорядительного характера, который бы «руководил» организацией подготовки мероприятий по появлению в России белорусского филиала. Здесь всё просто. Издаётся в организации приказ (это может быть и распоряжение руководителя), согласно которому между работниками распределяются обязанности по проведению подготовительного этапа образования обособленной заграничной структуры. В нашей ситуации речь идёт, конечно же, о России.
Российский Закон № 160 (а именно его первый пункт) указывают: место будущего нахождения филиала обязательно должно быть прописано в соответствующем положении (о создании филиала на территории Российской Федерации). Соответственно, первым действием в мыслях руководителей предприятия должно быть определение месторасположения. Желательно, это место закрепить с помощью договора. Допустим, заключить арендный договор или что-то в этом духе.
То есть на этом этапе — до того, как уполномоченный орган белорусского хозобщества примет решение об образовании филиала белоруской организации в России — надо определиться с местом, где оно будет находиться. И заключать всё же лучше предварительный договор аренды. Так надёжнее.
Следующий шаг — это сбор информации о документации для создания филиала в Российской Федерации, работа над оформлением проектов этих бумаг которые потом предстоит принять (то есть утвердить) на общем собрании всех участников. А если не собранием, то другим органом (возможно, даже лицом), уполномоченным на это дело.
Главные документы, требующиеся для создания филиала белорусской организации в России, названы выше (в главе, где речь идёт о российских торгово-промышленной палате и инспекции Федеральной налоговой службы). Помимо них, не обойдётся без разработки проекта положения о будущем филиале. А создавать проект надо, учитывая российские реалии в законодательстве. Например, первый и второй пункты 22-ой статьи 160-го Закона гласят примерно следующее: деятельность филиалов иностранных предприятий (компаний, организаций — можно называть как угодно) основывается на пунктах положений о них. В положении придётся прописать:
Положение о филиале — документ, который может не ограничиваться названными выше сведениями. В него возможно включение и другой информации, которая бы отражала особенности функционирования белорусского филиала в Российской Федерации. И при этом ни в коем случае не противоречила бы нормам российского законодательства. В качестве положительного примера можно привести данные об особенностях проведения контрольных мероприятий, осуществляемых головной организацией относительно финансово-хозяйственного существования филиала.
Обычно в таких случаях собирают общее собрание, в котором участвуют все собственники и руководство предприятия. Оно чаще всего является внеочередным. А это означает, что перед его началом не обойтись без соблюдения определенных требований белорусского законодательства:
Российский Закон № 160 говорит о том, что открытие филиала любого иностранного юрлица, как и его создание, как и прекращение работы в Российской Федерации, — прерогатива предприятия-учредителя, расположенного на территории другой страны.
В Законе о хозобществах, а именно в первой части 35-ой статьи содержится правило: решение о создании филиалов и представительств в любой стране, равно как и их ликвидация, — это компетенция общего собрания тех, кто числится как участник хозобщества.
Однако вторая и третья части этой же статьи данного законодательного акта указывают на то, что это же решение устав может возложить и на Совет директоров (или наблюдательный совет) организации. Бывают ситуации, когда в ней не предусмотрено наличие наблюдательного совета. В таком случае решение о создании филиалов и представительств, их ликвидации принимает исполнительный орган.
А теперь можно заглянуть в 14-ю статью, конкретно – вторую часть, 12-й и 14-й абзацы. Там говорится о том, что в уставе организации необходимо прописывать список представительств и филиалов (конечно, если таковые имеются), а также порядок, по которому утверждается их финансовая (бухгалтерская) отчётность. В этом же законе, но уже в 34-й его статье (первая часть) прописана исключительная компетенция общего собрания – его участники при необходимости могут вносить изменения в устав хозобщества.
Для справки будет полезно знать: законодательство Республики Беларусь не содержит прямую норму, согласно которой в уставе организации надо было бы стопроцентно прописывать то место, где будет находиться филиал в другом государстве. Но практика показывает, что многие предприятия такую запись в своих уставах имеют. Также в уставе можно разместить дополнительную информацию. Например, иногда встречается запись об ограничении прав директора филиала или представительства.
Если коллегиальный орган получил право создавать такой же орган, только исполнительный, то его появление надо оформлять в варианте протокола. Об этом говорится сразу в трёх статьях Закона «О хозяйственных обществах».
В решении обязательно надо указать положения, касающиеся:
В положении о филиале некоторые компании выделяют раздел для особенностей отношений трудового характера в этом структурном подразделении (так как прямых норм, на которые можно было бы сослаться в отечественном законодательстве, сегодня не существует). Данный раздел мог бы, к примеру, содержать информацию о месте хранения и ведения трудовых книжек сотрудников, какая печать должна заверять все в них подписи и так далее.
Возвращаемся к 14-ой статье (пятая её часть) Закона о хозяйственных обществах. Какие-либо изменения или же дополнения, предполагаемые для внесения в устав предприятия, должны быть зарегистрированы в госорганах по установленному актами Закона порядку. Как только их зарегистрировали, они вступают в силу. Если, конечно, другие условия не прописаны в законодательных актах.
Какие документы нужны для регистрации? С их перечнем можно ознакомиться, открыв пункт 16 Положения, посвящённого госрегистрации субъектов хозяйствования. Его своим Декретом утвердил Глава государства Александр Лукашенко в январе 2009-го года.
Дополнения с изменениями можно оформлять как приложения к уставу. Но нередко переделывают сам устав, делая его новую редакцию.
Не стоит забывать и про Налоговый кодекс. Дело в том, что по пункту первому 22-й его статьи о том, что планируется создать обособленное подразделение предприятия в другой стране, надо сообщить в налоговую инспекцию, в которой зарегистрирована головная компания. Срок – максимум десять дней с момента создания в России филиала. За основу надо брать в той статье и том пункте подпункт 1.9 обновлённого в декабре 2019 года Налогового кодекса.
Руководство белорусского представительства в России, как и в большинстве других стран мира, назначается директором головного предприятия. Оно работает на основании выданной доверенности, о чём говорится в третьем пункте 51-ой статьи белорусского Гражданского кодекса.
Но как происходит это назначение? Согласно белорусскому Гражданскому кодексу, юрлицо получает права гражданского характера, а также принимает на себя те или иные обязанности посредством органов, которые действуют согласно нормам Закона и учредительным документам. Можно рассказать о полномочиях директора, генерального директора (то есть единоличного исполнительного органа). В организациях Беларуси он имеет право на:
То есть приказы о назначении руководителей филиалов на должности директоров и генеральных директоров издавать должен только руководитель головной организации.
Без доверенности ни один руководитель филиала либо представительства в России работать не сможет. Она является главным документом. Доверенность определяет максимально возможный объём директорских полномочий. Более подробно о том, что же такое доверенность и как она работает в России, можно посмотреть в Гражданском кодексе (а именно в третьем пункте 51-ой статьи). Не лишне заглянуть и в документ от Высшего Хозяйственного Суда от декабря 1999-го года, который касается применения норм ГК РБ, имеющих отношение к действиям с договорами. Там указано, что полномочия директора или генерального директора созданного в России филиала обязаны быть удостоверены таким документом, как доверенность. Указания, расписанные в учредительной документации головного предприятия, а также в положении о работе филиала, — это хорошо, но без доверенности они не имеют полной юридической силы.
Доверенность, как и любой другой документ, обязано грамотно оформляться. В ней в обязательном порядке надо указывать данные из паспорта:
Кроме того, любая доверенность содержит в себе полномочия, которыми директора филиала для плодотворной деятельности на территории российской Федерации наделил руководитель вышестоящей организации. Если он представитель — значит, это и прописать, а также добавить, что в его компетенции — проставление собственной подписи на всей документации, работа с открытием или закрытием счетов в банках, принятие на работу персонала, перепроверка полномочий работников и так далее.
Здесь стоит выделить: руководство белорусского филиала в Российской Федерации может помогать другим организациям в создании аналогичных структурных подразделений. Например, иметь дела с российской торгово-промышленной палатой по части заверения данных о количестве белорусских тружеников. А также с инспекцией Федеральной налоговой службы (московская межрайонная инспекция № 47), которая занимается аккредитацией филиалов белорусских предприятий в России.
Есть случаи, когда не обойтись без оформления отдельного экземпляра доверенности, чтобы обратиться в ИФНС по теме получения аккредитации представительства или филиала белорусской организации.
В этом вопросе в дело вступает российское законодательство. В частности, в федеральном Законе от августа 2001-го года, касающемся госрегистрации юридических лиц и «ипэшников», регистрация филиалов зарубежных юрлиц не осуществляется. Белорусскому филиалу, как и структурному подразделению предприятия любого другого государства, дано право на осуществление предпринимательской деятельности с момента, когда его официально аккредитовали.
Сама аккредитация — это не что иное, как одна из форм госконтроля за деятельностью иностранного филиала в России (смотрим пункт первый 21-ой статьи 160-го Закона).
Кто же должен заниматься вопросами аккредитации белорусского филиала? Это учреждение находится в Москве. Речь идёт о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 47. Единственные структурные заграничные подразделения, которые она не трогает, — это иностранные кредитные организации.
Как уже отмечалось выше, филиал считается аккредитованным со дня принятия такого решения в московской ИФНС № 47. Это происходит, как только в российском государственном реестре аккредитованных иностранных филиалов или представительств юридических лиц появляется соответствующая запись.
Но каждое действие в открытии иностранной структуры в России должно быть документально подтверждено. В случае с аккредитацией подтверждает её свершение документ о размещении в вышеназванном госреестре соответствующей информации. Документ выдаётся уполномоченным органом.
После того как было принято решение об образовании, открытии в Российской Федерации филиала белорусской организации, надо не позднее двенадцати месяцев обратиться в московскую ИФНС. Так сказано в статье 21 (второй пункт) 160-го Закона.
Московская инспекция ФНС затрачивает на это дело максимум 25 дней без учёта выходных и праздников с того момента, как были поданы все необходимые документы. Свидетельство о занесении структурного подразделения белорусского предприятия в российский госреестр аккредитованных зарубежных филиалов и представительств юрлиц выдаётся либо направляется максимум на пятый день с того момента, как запись в реестре появилась.
Но не всегда аккредитация проходит успешно. Есть ситуации, когда в ней могут отказать. Решение об отказе с указанием причин такого действия выдаётся тоже максимум за пять дней.
Вопросы аккредитации регулируются порядком проведения этой процедуры.
Основных — четыре:
Этот вопрос вытекает из предыдущей темы, поскольку тесно с ней связан. В частности, чтобы получить аккредитацию на деятельность филиала в России, нужно предоставить соответствующее заявление. А в нём, помимо прочих данных, должна быть информация о численности белорусов, работающих в филиале. Причём её должны заверить именно в торгово-промышленной палате. Получается, что прежде чем идти в московскую ИФНС № 47, надо посетить отделение торгово-промышленной палаты России. Документы для неё указаны выше в главе «Документация для ТПП и инспекции ФНС».
Неважно, белорусы создают филиал в России или представители других стран — надо уплатить госпошлину. Её размеры, как и порядок осуществления процедуры уплаты, установлены российским законодательством, касающимся сборов и налогов. Примерно вот что говорит новая редакция статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (пятый пункт): аккредитация одного филиала иностранного государства невозможна без уплаты государственной пошлины в размере 120-ти тысяч российских рублей (кстати, за представительство такая же сумма).
Как уже отмечалось, эта инспекция имеет номер 47 и расположена в Москве. Подача документов — первый шаг процедуры. Но необязательно привозить их лично, особенно учитывая нынешнюю обстановку с пандемией коронавируса. Это можно без проблем сделать по почте (обычной, а не электронной!). Только необходимо оформить уведомление о вручении, и отсылать надо на адрес ФНС Российской Федерации.
Интересно, что документы в налоговую инспекцию предоставляет головная белорусская организация, решившая в России создать свой филиал. Итак, необходимо позаботиться о предоставлении (согласно Порядку аккредитации):
Если внимательнее посмотреть в Порядок аккредитации зарубежных филиалов в Российской Федерации, то можно увидеть следующие требования:
Одно из требований ко всем документам, которые выдаются органами зарубежных стран, — это консульская легализация всей документации. Как вариант – проставление апостиля. Может быть что-то ещё, если в дело вмешается международный договор с российским участием.
Специальное удостоверение документов не требуется, если они выданы в Беларуси с учётом требований Конвенции о помощи правового характера и таких же отношениях в уголовных, семейных или гражданских делах. Не нужно оно и документам, сделанным и засвидетельствованным специализированным учреждением либо уполномоченным на это дело лицом по установленному образцу, и скрепленным гербовой печатью. Они принимаются как в России, так и в Беларуси без всяких там специальных удостоверений.
Из вышесказанного прослеживается вывод: белорусам, желающим открыть филиал предприятия на территории Российской Федерации, достаточно копии оригинальных документов (если переведены на русский язык – то и этих переводов) заверить у нотариусов. О том, что перевод заверен нотариально, свидетельствует соответствующая запись.
Сделать это проще простого. В Порядке аккредитации иностранных филиалов в России указано (пункт седьмой), что второй экземпляр этой описи взятых документов должен иметь отметку Межрайонной налоговой инспекции ФНС о том, что они приняты для рассмотрения. И этот же экземпляр необходимо вернуть заявителю. Если же бумаги поступил по почте, то второй экземпляр описи отправляют таким же образом по адресу аккредитуемого филиала. Если открывается представительство – то, соответственно, представительства.
Эти бумаги, в которых прописано, что филиал аккредитован, заявитель или его уполномоченный представитель должны получить лично, а не через кого-то. Или же сотрудники налоговой службы могут отправить их по почте на адрес белорусского филиала, указанный в документах при регистрации или аккредитации. Такой пункт есть в Порядке аккредитации зарубежных филиалов в России.
Стоит уточнить, что это за бумаги:
Это уже финишная прямая для белорусских филиалов в восточной стране-соседке.
После аккредитации филиала необходимо:
Контакты
Телефон +375 29 231 61 61 Email info@registratsiyaooo.by Адреса 220090 г. Минск, ул. Широкая, д. 3, оф. 148
Комментарии: 0
Для начала авторизируйтесь
Войти через Facebook Войти через VkontakteПродолжая, Вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и подтвержаете, что прочли наше Положение о конфиденциальности и использовании файлов cookie.