Центр Регистрации ООО

Как в Российской Федерации создать филиал белорусского юрлица в 2021 году?

Аксюто Людмила 05 июля 2021 Время прочтения: 19 минут
Поделиться

Не секрет, что Россия на сегодняшний день — основной партнёр Беларуси по торговле. На её долю приходится более половины всех поставок нашей продукции. Они появляются у россиян несколькими способами, среди которых наиболее популярны два:

  • создание совместных производств (предприятий);
  • создание филиалов, представительств.

В первом случае наглядным примером успешного сотрудничества между странами можно считать АО «Брянсксельмаш». До недавнего времени оно называлось совместным предприятием — открытым акционерным обществом «Брянсксельмаш». Однако со сменой организационно-правовой вывески в структуре владения акциями ничего не изменилось — контрольный пакет по-прежнему принадлежит гомельскому «Гомсельмашу». Между тем созданное более пятнадцати лет назад совместное предприятие не только успешно продвигает совместно произведённую сельскохозяйственную технику в российские регионы, но и является самым крупным налогоплательщиком в Брянской области. Оно дало работу более чем 400 россиянам.

Но и филиалы с представительствами тоже создаются в России. И их немало, может быть, и больше, чем совместных предприятий. Но для того чтобы создать филиал в стране-соседке, надо в совершенстве владеть правовыми основами данного дела, знать хорошо законодательства обоих государств.

Содержание

Регулирование правового характера

В Беларуси оно осуществляется двумя законодательными документами:

  1. Гражданским кодексом;
  2. Законом, посвящённым деятельности хозяйственных обществ. Он был принят в 1992-м году, с тех пор его неоднократно «модернизировали». В последний раз это случилось в январе 2021-го года.

В Российской Федерации таких документов больше. Речь идёт о:

  1. Налоговом кодексе;
  2. Гражданском кодексе;
  3. Федеральном законе, касающемся зарубежных инвестиций (он был принят в 1999-м году в июле и имеет 160-й номер);
  4. порядке аккредитации филиалов. Это документ, где прописаны последовательность действий при аккредитации зарубежных филиалов в России, внесении различных поправок в госреестр уже аккредитованных иностранных структур (не только филиалов, но и представительств юрлиц). Также в данном документе указывается, как филиал может прекратить свою деятельность в случае такой необходимости. Порядок утвердила Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Произошло это в декабре 2014-го года;
  5. приказ ФНС (так называют в сокращённом варианте Федеральную налоговую службу), с помощью которого должны утверждаться формы заявлений, документов, их форматы. Речь идёт о документации, предназначенной для использования в процессе аккредитации белорусского (а также других стран) филиала, представительства, работающих на территории Российской Федерации. Но этот документ не имеет силу, если зарубежное представительство работает в сфере авиации гражданского характера или занимается кредитной деятельностью.

Без каких документов об открытии в России белорусского филиала останется только мечтать?

Основная документация будет состоять из четырёх пакетов. Их необходимо готовить для следующих целей:

  1. в уставе хозобщества Беларуси предполагаются изменения. Их надо зарегистрировать, а для этого требуются соответствующие бумаги;
  2. если надо связаться с российской ТПП — торгово-промышленной палатой. Обращение в эту инстанцию может понадобиться, когда требуется заверить информацию о количестве белорусских (иностранных) тружеников расположенного на российской территории филиала, принадлежащего белорусскому предприятию;
  3. когда не обойтись без помощи со стороны ФНС (так в России принято сокращать Федеральную налоговую службу). Обращаться надо в московскую инспекцию № 47. Её специалисты при наличии требуемых документов помогут филиалу пройти путь аккредитации;
  4. когда в одном из российских банков планируется открыть банковский счёт филиала белорусского предприятия.

Из этого списка наибольший интерес ввиду своей сложности и запутанности представляет документация, которая нужна для положительного решения вопросов при обращении в торгово-промышленную палату и инспекцию Федеральной налоговой службы. Если туда не предоставить своевременно положенные документы, то сроки открытия и начала работы филиала существенно затянутся. Соответственно, не обойдётся без дополнительных финансовых затрат, причём весьма немаленьких.

Документация для ТПП и инспекции ФНС

Сначала можно рассмотреть общие моменты подготовки визита в эти структуры. Итак, и для торгово-промышленной палаты, и для Федеральной налоговой службы не обойтись без:

  • устава хозобщества. Понятное дело, оригинал никто передавать не будет из Беларуси. Нужна копия. Но не просто заполненный листок, а заверенная в нотариальной конторе копия;
  • выписки из Единого государственного реестра. Как и в случае с уставом, потребуют заверенную нотариусом копию документа;
  • извещение. Подойдёт не любое, а только то, которое заверяет, что хозяйственному белорусскому обществу был присвоен учётный номер плательщика. Опять же, оригинал не требуется. Нужна копия с подписью работника нотариата;
  • копии решения о предстоящем создании в стране-соседке филиала белорусской компании. Надо сделать его копии (но перед этим посмотреть, чтобы оно было оформлено надлежащим образом), а также позаботиться о копиях подписи того, кто это решение подписал. Всё это должен заверить нотариус;
  • разработанное положение о создаваемом филиале. Надо обратиться в нотариальную контору и заверить там две копии — самого положения и подписи утвердившего его лица (чаще всего это собственник или руководитель предприятия, но может быть и уполномоченное ими лицо);
  • доверенность. Это бумага, которая наделяет директора белорусского филиала в России соответствующими руководящими полномочиями.

А теперь — то, без чего не обойтись при обращении только в торгово-промышленную палату. Там не примут без:

  • письма. В нём необходимо попросить, чтобы сотрудники этих организаций заверили количество работников-иностранцев (в нашем случае — белорусов) в создаваемом на российской территории юрлице. Это письмо не будет принято к рассмотрению ни одной из двух структур, если в нём не окажется подписи руководителя непосредственно юридического лица либо же его филиала;
  • страницы № 5 заявления. Её надо внимательно заполнять по форме № 15 аккредитации филиала предприятия. Её найти не проблема на сайте торгово-промышленной палаты России в разделе «Услуги».

А теперь то, что требуют конкретно в Федеральной налоговой службе при желании создать в России филиал белорусского предприятия. Не обойтись без:

  • заявления с просьбой аккредитовать филиал либо белорусское представительство. Оно пишется в соответствии с формой № 15 аккредитации филиала предприятия;
  • заверенной в торгово-промышленной палате пятой страницы заявления. Необходим прошитый вид;
  • доверенности, позволяющей представителю компании заниматься делами при посещении Федеральной налоговой российской службы;
  • документа, свидетельствующего о том, что необходимая в таких случаях государственная пошлина уплачена;
  • описи документов, предоставленных в ФНС каждый в двух экземплярах.

Однако перед вышеназванной документацией надо поработать над бумагами ещё в Беларуси. Перед тем как разговаривать с сотрудниками соседской торгово-промышленной палаты и федеральной налоговой службы, надо, будучи дома, подготовить и получить необходимые документы. Это:

  • решение о необходимости открыть в России филиал. Сюда же относится и положение о будущем филиале, доверенность на имя директора представительства в России или на любое другое лицо, уполномоченное участвовать в процедуре открытия;
  • выписка из белорусского Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • извещение о том, что у хозяйственного общества, которое решило обзавестись в России филиалом, появился собственный учётный номер плательщика;
  • копии одного из главных документов для любого общества — его устава.

Когда вся документация собрана, её вместе с подписями относят к нотариусу, который все бумаги заверяет. Причём это можно делать как с помощью отечественных нотариусов, так и в России.

Алгоритм появления филиала в Российской Федерации

Сначала сформируем несколько этапов, а потом пройдёмся по каждому из них более подробно. Итак, в создании филиала можно выделить пять основных этапов. Они выглядят примерно так:

  1. Выбирается наилучший вариант присутствия белорусского предприятия в Российской Федерации. В нашей ситуации будем говорить о создании филиала.
  2. Подготавливается принятие решения о необходимости появления филиала в восточной стране-соседке.
  3. Принимается само решение о том, что филиалу в Российской Федерации — быть, собираются и утверждаются требуемые для этого дела бумаги.
  4. Филиал проходит процедуру аккредитации. Если это надо, то аккредитацию проходят все его работники.
  5. Финишный этап — это проведение необходимых постаккредитационных мероприятий вроде постановки филиала на налоговый учёт в соответствующие органы (если местом его создания не является Москва — там несколько другие порядки), открытия расчётного счёта в банке и так далее.

Филиал как вариант присутствия белорусского предприятия в Российской Федерации

В первую очередь надо подумать над таким вопросом, как сбор требуемых данных и определение с наиболее удобной организационно-правовой формой собственности в соседствующей с востока стране. Для удобства читателей дадим краткие характеристики возможным формам пребывания, а также видам деятельности, которыми может заниматься каждое из них:

  • самостоятельное пребывание. Это когда организация обходится без своего представительства и не имеет посредников. Она может:
    1. предоставлять решением руководства персонал, который бы работал в составе другого предприятия, расположенного на территории Российской Федерации. Это так называемый «аутстаффинг» — персонал выводится из штата предприятия, и зарплату ему платит посредник (компания – аутстаффер). Так эффективнее решать трудовые споры, вопросы по оптимизации штатного расписания и другие проблемы;
    2. покупать недвижимые объекты в собственность на российской территории;
    3. открывать банковский счёт. При этом организационное присутствие не требуется.
  • представительство договорного типа. Из этого следует, что с физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заключаются договоры о представительстве в России белорусской компании;
  • представительство организационного типа. То есть сама организация обзаводится (внимание: в последних двух из трёх нижеследующих вариантов лучше сначала ознакомиться с федеральным Законом № 160, где рассказывается о вариантах возможного присутствия иностранных инвестиций в России):
    1. представительством;
    2. филиалом;
    3. коммерческой структурой с участием иностранных инвестиций.

Да, у нас заключены документы о Союзном государстве. Возможно, поэтому Гражданский кодекс «старшего брата» говорит белорусам, что наши предприятия в России являются такими же участниками в гражданских отношениях, что и коренные российские. Получается, что наши организации без проблем могут заниматься открытием на соседской земле подразделения обособленного характера — те же самые филиалы, представительства. Об этом можно почитать в федеральном Законе № 160, где интерес представляет 21-ая статья и её четвёртый раздел.

Важно подчеркнуть, что ни белорусские полпреды в России, ни российские в Беларуси не считаются юридическим лицами. Что это означает? У них полностью отсутствует правоспособность, их правовое положение регулируется правовыми нормами того государства, на территории которого зарегистрировано головное предприятие. В ситуации с белорусскими филиалами в России — это Беларусь и её законодательство. Давайте придумаем ситуацию. Задумало, например, руководство условного Минского тракторного завода обзавестись в России ещё одним филиалом. В таком случае именно это открытое акционерное общество, расположенное в Минске, и будет указывать филиалу, как ему жить — создаваться, получать права, обязанности, а также само назначит ему руководителя (директора), наделит его необходимыми полномочиями, которые будут находиться исключительно в рамках белорусского законодательства. Если кратко — вывод из вышесказанного: наш филиал в России (или же представительство) будет создаваться по белорусским законам. Но проходить аккредитацию — по законам страны-хозяйки. Без неё обойтись никак нельзя, процесс относится к категории обязательных. В противном случае Россия не даст разрешение на осуществление деятельности нашим филиалом на своей территории.

Обособленные подразделения: сходства и отличия в законодательной базе двух стран

Как выглядят представительство и филиал в законодательствах Беларуси и России? И там, и там надо смотреть Гражданский кодекс. У белорусов — статья 51, у россиян — статья 55. Итак, представительство:

  • по белорусскому законодательству — подразделение юрлица обособленного плана. Оно расположено не там, где находится само юридическое лицо, но защищает и отстаивает его права, совершает все сделки только от его имени (как и другие действия юридического характера). Представительство зарубежной организации в Беларуси — это обособленное подразделение, которое защищает права и интересы своего головного предприятия. Но эта защита и отстаивание прав не должны, как и его деятельность, нарушать статьи белорусских законов
  • по российскому законодательству — это то же самое. Только про совершение сделок не сказано ничего.

По определению понятия «филиал» разночтений нет. И в одном, и в другом законодательстве — это обособленное структурное подразделение юрлица, находящееся в другой стране и работающее со всеми его функциями (или же их частью), в том числе – и представительными.

Филиал или представительство? Что скажет российский Гражданский кодекс?

У этих структур много общего. В частности:

  • создаются в качестве обособленных структурных подразделений, не имея привязки к месту расположения зарубежного юридического лица. Их работа основана на положения (можно посмотреть третий пункт 55-ой статьи российского Гражданского кодекса);
  • могут наделяться частью имущества головной компании (в данном случае — белорусской). Учёт его проводится обособленно (смотрим тоже третий пункт 55-ой статьи ГК);
  • не обладают правоспособностью, кроме той, которая есть у головного предприятия, создавшего эту представительство или филиал. Работают в России от имени юрлица, не имея возможности делать это самостоятельно;
  • руководители назначаются не россиянами, а главной организацией этих структур. Они работают, соблюдая границы доверенности, полученной в иностранном государстве (в нашем случае — в Беларуси);
  • ответственность за то, что делают представительства и филиалы, ложится на плечи иностранной организации, от имени которой они и работают. Это предусмотрено Законом № 160, а конкретно пунктом третьим в четвёртой статье;
  • создание и ликвидация зарубежных представительств и филиалов происходит по решению собственников (учредителей) и руководства головного их предприятия.

Главное отличие — одно: работа представительства не связана с ведением деятельности хозяйственного характера. В филиалах это делают без проблем. У них функций побольше, чем у представительства. Разрешено, в том числе, и заниматься хозяйственной деятельностью

Здесь всё объяснимо. Дело в том, что изначально первостепенной задачей для представительства считается работа над маркетинговыми исследованиями. Его сотрудники прорабатывают контакты делового характера, ищут клиентов, помогают действовать головной организации в областях и республиках Российской Федерации. Разработка соглашений договоров с российскими компаниями с учётом интересов головного предприятия — тоже их задача.

Зарубежное юридическое лицо, которое создаётся «под коммерцию» или чья деятельность будет носить ярко выраженный коммерческий оттенок по обязательствам от головной организации, принятым им для работы в Российской Федерации, может беспроблемно работать в российских регионах с момента аккредитации, создав для осуществления деятельности филиал либо представительство. День аккредитации любого белорусского филиала в России (как и представительства зарубежного юрлица), а также прекращения его работы — это дата, когда в реестре появилась соответствующая запись. Подробности расписаны в третьем пункте четвёртой статьи 160-го Закона.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: филиал — это часть структуры зарубежного юрлица (предприятия, организации), благодаря которому головное его предприятие может на сто процентов принимать участие в хозотношениях на территории Российской Федерации.

Интересный момент с финансированием филиала. Российское законодательство не рассматривает финансовую подпитку структурного подразделения белорусского хозяйственного общества как базу для обложения налогом. Главное, чтобы эти деньги шли действительно на поддержание работы этого филиала. Гораздо сложнее и запутаннее эта тема в случае работы совместных белорусско-российских предприятиях, расположенных на территории России (в этом случае оно считается российским юрлицом). Или российского юрлица, которое находится полностью во владении белорусского предприятия. В данных ситуациях финансирование допустимо исключительно как получение средств заёмного характера, пополнение капитала устава и в ряде других случаев. Эти моменты могут явиться основанием для исчисления различных видов налогов.

Получается, что именно филиал в качестве полпреда из Беларуси является наиболее выгодной по всем параметрам формой работы белорусского юрлица на территории Российской Федерации.

Как правильно надо подготавливаться, чтобы потом без проблем принять решение об образовании филиала в Российской Федерации?

Создание филиала белорусской организации в России — это соблюдение законодательных актов двух стран. Но тем, кто желает обзавестись этой структурой у восточных соседей, надо внимательно посмотреть на отечественное законодательство. Есть некоторые нестыковки. Например, статья под № 6 Закона «О хозяйственных обществах» вот что говорит: создание таким обществом филиалов и представительств в других странах должно осуществляться в строжайшем соответствии с законодательными актами того государства, где эти филиалы и представительства будут находиться (если что-то другое не оговорено в договорах международного значения с участием Беларуси). Это несколько некорректное определение. Возможно, более удобно для понимания было бы сказать, что филиалы и белорусские представительства, которые создаются вне территории республики, образовываются с обязательным учётом норм законодательства страны, в которой им предстоит осуществлять свою деятельность от имени расположенной в Беларуси головной организации.

Далее необходимо поразмыслить над изданием документа распорядительного характера, который бы «руководил» организацией подготовки мероприятий по появлению в России белорусского филиала. Здесь всё просто. Издаётся в организации приказ (это может быть и распоряжение руководителя), согласно которому между работниками распределяются обязанности по проведению подготовительного этапа образования обособленной заграничной структуры. В нашей ситуации речь идёт, конечно же, о России.

О месторасположении филиала

Российский Закон № 160 (а именно его первый пункт) указывают: место будущего нахождения филиала обязательно должно быть прописано в соответствующем положении (о создании филиала на территории Российской Федерации). Соответственно, первым действием в мыслях руководителей предприятия должно быть определение месторасположения. Желательно, это место закрепить с помощью договора. Допустим, заключить арендный договор или что-то в этом духе.

То есть на этом этапе — до того, как уполномоченный орган белорусского хозобщества примет решение об образовании филиала белоруской организации в России — надо определиться с местом, где оно будет находиться. И заключать всё же лучше предварительный договор аренды. Так надёжнее.

Следующий шаг — это сбор информации о документации для создания филиала в Российской Федерации, работа над оформлением проектов этих бумаг которые потом предстоит принять (то есть утвердить) на общем собрании всех участников. А если не собранием, то другим органом (возможно, даже лицом), уполномоченным на это дело.

Главные документы, требующиеся для создания филиала белорусской организации в России, названы выше (в главе, где речь идёт о российских торгово-промышленной палате и инспекции Федеральной налоговой службы). Помимо них, не обойдётся без разработки проекта положения о будущем филиале. А создавать проект надо, учитывая российские реалии в законодательстве. Например, первый и второй пункты 22-ой статьи 160-го Закона гласят примерно следующее: деятельность филиалов иностранных предприятий (компаний, организаций — можно называть как угодно) основывается на пунктах положений о них. В положении придётся прописать:

  • наименование белорусской компании, которая создаёт в России филиал, а также название самого филиала;
  • организационно-правовую форму зарубежного юрлица;
  • месторасположение образуемого филиала иностранного юрлица в Российской Федерации, а также адрес головной организации в стране, где она находится (зарегистрирована);
  • с какими целями создаётся филиал зарубежного предприятия (юрлица) в Российской Федерации, для чего он открывается и какими видами деятельности планирует заниматься. Чтобы не ошибиться с видами деятельности, их надо посмотреть в Общероссийском классификаторе — ОК 029-2014 (возможно, есть более свежие его версии). Этот классификатор — «детище» федерального агентства, отвечающего в России за техническое регулирование и метрологические действия;
  • порядок, в соответствии с которым филиал будет управляться иностранным предприятием (в нашем случае — белорусской головной организацией). Тут надо указать, как называется должность руководителя создаваемого филиала, а также действия, которые он правомочен совершать. Но ещё обязательно указывают и полномочия главы головной организации, которые он может осуществлять относительно филиала. Например, брать на согласование решения руководства расположенной в России структуры по заключению различных сделок, превышающих определённую сумму, по реализации недвижимого имущества и так далее.

Положение о филиале — документ, который может не ограничиваться названными выше сведениями. В него возможно включение и другой информации, которая бы отражала особенности функционирования белорусского филиала в Российской Федерации. И при этом ни в коем случае не противоречила бы нормам российского законодательства. В качестве положительного примера можно привести данные об особенностях проведения контрольных мероприятий, осуществляемых головной организацией относительно финансово-хозяйственного существования филиала.

Как организовать принятие необходимого решения об образовании филиала в России?

Обычно в таких случаях собирают общее собрание, в котором участвуют все собственники и руководство предприятия. Оно чаще всего является внеочередным. А это означает, что перед его началом не обойтись без соблюдения определенных требований белорусского законодательства:

  • составляется список тех людей, которые по Закону имеют право участвовать в этом мероприятии;
  • подготавливаются и рассылаются предложения, где указывается вопрос о включении в повестку предстоящего собрания образования в России филиала, утверждение документа о положении о нём (если тема с положением имеет право решаться на общем собрании участников);
  • направляется участникам информация в виде извещения, где указывается, когда общее собрание состоится, где оно будет проводиться и так далее.

 Как правильно принять решение о создании в Российской Федерации филиала? Как собрать требуемые для этого документы?

Российский Закон № 160 говорит о том, что открытие филиала любого иностранного юрлица, как и его создание, как и прекращение работы в Российской Федерации, — прерогатива предприятия-учредителя, расположенного на территории другой страны.

В Законе о хозобществах, а именно в первой части 35-ой статьи содержится правило: решение о создании филиалов и представительств в любой стране, равно как и их ликвидация, — это компетенция общего собрания тех, кто числится как участник хозобщества.

Однако вторая и третья части этой же статьи данного законодательного акта указывают на то, что это же решение устав может возложить и на Совет директоров (или наблюдательный совет) организации. Бывают ситуации, когда в ней не предусмотрено наличие наблюдательного совета. В таком случае решение о создании филиалов и представительств, их ликвидации принимает исполнительный орган.

А теперь можно заглянуть в 14-ю статью, конкретно – вторую часть, 12-й и 14-й абзацы. Там говорится о том, что в уставе организации необходимо прописывать список представительств и филиалов (конечно, если таковые имеются), а также порядок, по которому утверждается их финансовая (бухгалтерская) отчётность. В этом же законе, но уже в 34-й его статье (первая часть) прописана исключительная компетенция общего собрания – его участники при необходимости могут вносить изменения в устав хозобщества.

Для справки будет полезно знать: законодательство Республики Беларусь не содержит прямую норму, согласно которой в уставе организации надо было бы стопроцентно прописывать то место, где будет находиться филиал в другом государстве. Но практика показывает, что многие предприятия такую запись в своих уставах имеют. Также в уставе можно разместить дополнительную информацию. Например, иногда встречается запись об ограничении прав директора филиала или представительства.

Если коллегиальный орган получил право создавать такой же орган, только исполнительный, то его появление надо оформлять в варианте протокола. Об этом говорится сразу в трёх статьях Закона «О хозяйственных обществах».

В решении обязательно надо указать положения, касающиеся:

  • образования филиала в России;
  • утверждения положения об этой структуре;
  • наделения полпреда имуществом;
  • назначения директора;
  • назначения лица, которое бы имело полномочия на деловое сотрудничество с российской торгово-промышленной палатой, с органами аккредитации (в частности, с налоговой службой).

В положении о филиале некоторые компании выделяют раздел для особенностей отношений трудового характера в этом структурном подразделении (так как прямых норм, на которые можно было бы сослаться в отечественном законодательстве, сегодня не существует). Данный раздел мог бы, к примеру, содержать информацию о месте хранения и ведения трудовых книжек сотрудников, какая печать должна заверять все в них подписи и так далее.

О регистрации изменений с дополнениями в уставе юрлица по причине создания филиала в Российской Федерации

Возвращаемся к 14-ой статье (пятая её часть) Закона о хозяйственных обществах. Какие-либо изменения или же дополнения, предполагаемые для внесения в устав предприятия, должны быть зарегистрированы в госорганах по установленному актами Закона порядку. Как только их зарегистрировали, они вступают в силу. Если, конечно, другие условия не прописаны в законодательных актах.

Какие документы нужны для регистрации? С их перечнем можно ознакомиться, открыв пункт 16 Положения, посвящённого госрегистрации субъектов хозяйствования. Его своим Декретом утвердил Глава государства Александр Лукашенко в январе 2009-го года.

Дополнения с изменениями можно оформлять как приложения к уставу. Но нередко переделывают сам устав, делая его новую редакцию.

Не стоит забывать и про Налоговый кодекс. Дело в том, что по пункту первому 22-й его статьи о том, что планируется создать обособленное подразделение предприятия в другой стране, надо сообщить в налоговую инспекцию, в которой зарегистрирована головная компания. Срок – максимум десять дней с момента создания в России филиала. За основу надо брать в той статье и том пункте подпункт 1.9 обновлённого в декабре 2019 года Налогового кодекса.

Кто может возглавить зарубежный филиал?

Руководство белорусского представительства в России, как и в большинстве других стран мира, назначается директором головного предприятия. Оно работает на основании выданной доверенности, о чём говорится в третьем пункте 51-ой статьи белорусского Гражданского кодекса.

Но как происходит это назначение? Согласно белорусскому Гражданскому кодексу, юрлицо получает права гражданского характера, а также принимает на себя те или иные обязанности посредством органов, которые действуют согласно нормам Закона и учредительным документам. Можно рассказать о полномочиях директора, генерального директора (то есть единоличного исполнительного органа). В организациях Беларуси он имеет право на:

  • работу без наличия доверенности. Он действует от имени возглавляемой им организации — представляет интересы предприятия, участвует в различных сделках. Это предусмотрено пятым пунктом 186-ой статьи Гражданского кодекса;
  • выдачу доверенностей, позволяющих выбранному лицу представлять организацию в разного рода сделках. Причём некоторые доверенности могут быть наделены передоверительным правом. Кстати, если раньше доверенность необходимо было скреплять печатью общества, то уже три года как необходимость в этом деле отсутствует;
  • издание внутренних нормативно-правовых актов (приказов), согласно которым может производиться назначение работников предприятия на различные должности, осуществляться их перевод на другие рабочие места в случае производственной необходимости, проводиться поощрительные мероприятия или же увольнения, налаживаться дисциплинарные взыскания. Всё это регулируется Трудовым кодексом — первой статьёй 18-ой главы.

То есть приказы о назначении руководителей филиалов на должности директоров и генеральных директоров издавать должен только руководитель головной организации.

Директор филиала и его доверенность

Без доверенности ни один руководитель филиала либо представительства в России работать не сможет. Она является главным документом. Доверенность определяет максимально возможный объём директорских полномочий. Более подробно о том, что же такое доверенность и как она работает в России, можно посмотреть в Гражданском кодексе (а именно в третьем пункте 51-ой статьи). Не лишне заглянуть и в документ от Высшего Хозяйственного Суда от декабря 1999-го года, который касается применения норм ГК РБ, имеющих отношение к действиям с договорами. Там указано, что полномочия директора или генерального директора созданного в России филиала обязаны быть удостоверены таким документом, как доверенность. Указания, расписанные в учредительной документации головного предприятия, а также в положении о работе филиала, — это хорошо, но без доверенности они не имеют полной юридической силы.

Доверенность, как и любой другой документ, обязано грамотно оформляться. В ней в обязательном порядке надо указывать данные из паспорта:

  • полные имя, отчество и фамилия;
  • номер личного документа, а также кто его выдавал и когда;
  • адрес прописки владельца;
  • гражданство.

Кроме того, любая доверенность содержит в себе полномочия, которыми директора филиала для плодотворной деятельности на территории российской Федерации наделил руководитель вышестоящей организации. Если он представитель — значит, это и прописать, а также добавить, что в его компетенции — проставление собственной подписи на всей документации, работа с открытием или закрытием счетов в банках, принятие на работу персонала, перепроверка полномочий работников и так далее.

Здесь стоит выделить: руководство белорусского филиала в Российской Федерации может помогать другим организациям в создании аналогичных структурных подразделений. Например, иметь дела с российской торгово-промышленной палатой по части заверения данных о количестве белорусских тружеников. А также с инспекцией Федеральной налоговой службы (московская межрайонная инспекция № 47), которая занимается аккредитацией филиалов белорусских предприятий в России.

Есть случаи, когда не обойтись без оформления отдельного экземпляра доверенности, чтобы обратиться в ИФНС по теме получения аккредитации представительства или филиала белорусской организации.

Как правильно аккредитовать филиал и его работников?

В этом вопросе в дело вступает российское законодательство. В частности, в федеральном Законе от августа 2001-го года, касающемся госрегистрации юридических лиц и «ипэшников», регистрация филиалов зарубежных юрлиц не осуществляется. Белорусскому филиалу, как и структурному подразделению предприятия любого другого государства, дано право на осуществление предпринимательской деятельности с момента, когда его официально аккредитовали.

Сама аккредитация — это не что иное, как одна из форм госконтроля за деятельностью иностранного филиала в России (смотрим пункт первый 21-ой статьи 160-го Закона).

Кто же должен заниматься вопросами аккредитации белорусского филиала? Это учреждение находится в Москве. Речь идёт о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 47. Единственные структурные заграничные подразделения, которые она не трогает, — это иностранные кредитные организации.

Как уже отмечалось выше, филиал считается аккредитованным со дня принятия такого решения в московской ИФНС № 47. Это происходит, как только в российском  государственном реестре аккредитованных иностранных филиалов или представительств юридических лиц появляется соответствующая запись.

Но каждое действие в открытии иностранной структуры в России должно быть документально подтверждено. В случае с аккредитацией подтверждает её свершение документ о размещении  в вышеназванном госреестре соответствующей информации. Документ выдаётся уполномоченным органом.

После того как было принято решение об образовании, открытии в Российской Федерации филиала белорусской организации, надо не позднее двенадцати месяцев обратиться в московскую ИФНС. Так сказано в статье 21 (второй пункт) 160-го Закона.

Процедура аккредитации белорусских филиалов и её срок

Московская инспекция ФНС затрачивает на это дело максимум 25 дней без учёта выходных и праздников с того момента, как были поданы все необходимые документы. Свидетельство о занесении структурного подразделения белорусского предприятия в российский госреестр аккредитованных зарубежных филиалов и представительств юрлиц выдаётся либо направляется максимум на пятый день с того момента, как запись в реестре появилась.

Но не всегда аккредитация проходит успешно. Есть ситуации, когда в ней могут отказать. Решение об отказе с указанием причин такого действия выдаётся тоже максимум за пять дней.

Вопросы аккредитации регулируются порядком проведения этой процедуры.

Причины для отказа в аккредитации

Основных — четыре:

  1. ответственное лицо не предоставило требуемые документы на аккредитацию филиала. Или предоставило, но по истечении срока с момента принятия решения по его открытию в Российской Федерации (напомним, максимум двенадцать месяцев должно пройти, не больше). Документы могут быть и все собраны, но их формы, форматы, требования, предъявляемые к оформлению, не соответствуют необходимым;
  2. удалось установить, что информация, содержащаяся в учредительной документации зарубежного юридического лица, является недостоверной;
  3. указанные в документах цели образования белорусского филиала в России угрожают суверенитету государства, могут стать причиной возникновения напряжённости в политических делах, нарушить территориальную неприкосновенность и повлиять на национальные российские интересы;
  4. в ходе проведения аккредитации обнаружены грубые нарушения Конституции России, договоров международного характера, российского законодательства. Если сведения об аккредитации уже внесены в реестр, их оттуда убирают.

Как в торгово-промышленную палату России представить на заверение информацию о количестве иностранных работников в белорусском филиале?

Этот вопрос вытекает из предыдущей темы, поскольку тесно с ней связан. В частности, чтобы получить аккредитацию на деятельность филиала в России, нужно предоставить соответствующее заявление. А в нём, помимо прочих данных, должна быть информация о численности белорусов, работающих в филиале. Причём её должны заверить именно в торгово-промышленной палате. Получается, что прежде чем идти в московскую ИФНС № 47, надо посетить отделение торгово-промышленной палаты России. Документы для неё указаны выше в главе «Документация для ТПП и инспекции ФНС».

Об уплате государственной пошлины за аккредитацию филиала белорусского предприятия

Неважно, белорусы создают филиал в России или представители других стран — надо уплатить госпошлину. Её размеры, как и порядок осуществления процедуры уплаты, установлены российским законодательством, касающимся сборов и налогов. Примерно вот что говорит новая редакция статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (пятый пункт): аккредитация одного филиала иностранного государства невозможна без уплаты государственной пошлины в размере 120-ти тысяч российских рублей (кстати, за представительство такая же сумма).

 Подача документации на аккредитацию филиала в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы

Как уже отмечалось, эта инспекция имеет номер 47 и расположена в Москве. Подача документов — первый шаг процедуры. Но необязательно привозить их лично, особенно учитывая нынешнюю обстановку с пандемией коронавируса. Это можно без проблем сделать по почте (обычной, а не электронной!). Только необходимо оформить уведомление о вручении, и отсылать надо на адрес ФНС Российской Федерации.

Интересно, что документы в налоговую инспекцию предоставляет головная белорусская организация, решившая в России создать свой филиал. Итак, необходимо позаботиться о предоставлении (согласно Порядку аккредитации):

  • заявления, оформленного в соответствии с пятнадцатой формой аккредитации филиала или представительства;
  • учредительных документов белорусского юридического лица (речь идёт об Уставе хозобщества);
  • выписке из Единого государственного реестра. Естественно, из белорусского ЕГР, так как речь идёт о головной организации, а не о создаваемом структурном подразделении. Если этого документа по каким-то причинам нет, то подойдёт любой другой, который мог бы подтвердить статус юрлица из Беларуси. А чтобы получить выписку, надо знать Единый перечень административных процедур, подписанный Советом министров в 2012-м году. Он гласит, что для получения выписки готовится заявление в произвольной форме с подтверждающим уплату госпошлины документом (чеком, квитанцией) за предоставление данных из госреестра (один субъект – одна базовая плюс за каждый экземпляр для физлица);
  • документе, который был выдан уполномоченным на это дело белорусским органом, и подтверждающем её регистрацию в качестве плательщика налогов в Беларуси. Это извещение о присвоении предприятию учётного номера налогоплательщика. При этом в бумаге обязательно должен стоять код налогоплательщика. Если его нет, то аналог должен присутствовать. Выдача документа осуществляется по форме в соответствии с Приложением 1 Инструкции о присвоении учётного номера. Её утвердило Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в декабре 2012-го года. А новая редакция Инструкции увидела свет в 2019-м году. На неё и стоит ориентироваться;
  • решении белорусского юридического лица о планах по созданию филиала на территории России. Обязательное условие: решение должно содержать в себе вопросы образования филиала, назначения генерального директора (или просто директора) и утверждения такого документа, как Положение о филиале. Необходимо заверить в нотариальной конторе подписи тех людей, которые принимали решение о появлении в России филиала белорусской организации;
  • самого Положения о филиале;
  • доверенности о наделении директора создаваемого филиала на российской территории требуемыми по должности полномочиями. Необходима оригинальная доверенность либо заверенная нотариусом её копия. В этом документе требуется показать полномочия руководителя зарубежного структурного подразделения белорусского предприятия по предоставлению в России интересов головной организации, приёму сотрудников филиала на работу, необходимых манипуляций в плане совершения сделок с другими компаниями, открытия в банках расчётных счетов и так далее;
  • чек либо квитанция (то есть документ) об уплате госпошлины. Если, конечно же, это действие необходимо выполнить согласно законодательным актам Российской Федерации. Бывает, что заявитель по каким-либо причинам не может представить этот документ. Тогда сотрудники налоговой инспекции проверят, а совершалась ли вообще оплата госпошлины или нет. Подскажет им это Государственная информационная система о платежах государственного и муниципального значения;
  • опись всех вышеназванных документов.

Дополнительно о требованиях к предоставляемой в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы документации

Если внимательнее посмотреть в Порядок аккредитации зарубежных филиалов в Российской Федерации, то можно увидеть следующие требования:

  • документы написаны на русском языке. Иностранный язык тоже допускается, но перевод на русский – обязательное условие. Перевод должен быть заверен согласно российскому законодательству. Если брать вариант с созданием белорусского филиала, то целесообразнее разрабатывать документацию на русском языке. Потому что в случае их представления на «мове» их необходимо будет перевести на русский. Причём перевод придётся заверять у нотариуса. А это – время и деньги;
  • только заявления, сделанного по форме № 15 АФП, нельзя представлять в виде копии. Все остальные документы – можно. Но обязательно эти копии должны быть заверены в соответствии с законодательными актами России;
  • нередко документы представляют собой объёмные «рукописи». В этом случае их необходимо прошивать и обязательно пронумеровывать. Обратная сторона последнего листа каждого документа – место, где обязана находиться запись о том, какое количество листов есть в документе;
  • это официальные бумаги, поэтому никаких помарок, исправлений и подчисток в текстах не должно быть;
  • срок каждого документа – не более одного года с того момента, как они были выданы и получены, или же составлены. Исключение составляют документы, удостоверяющие совершение уплаты государственной пошлины, а также описи всей документации.

Одно из требований ко всем документам, которые выдаются органами зарубежных стран, — это консульская легализация всей документации. Как вариант – проставление апостиля. Может быть что-то ещё, если в дело вмешается международный договор с российским участием.

Специальное удостоверение документов не требуется, если они выданы в Беларуси с учётом требований Конвенции о помощи правового характера и таких же отношениях в уголовных, семейных или гражданских делах. Не нужно оно и документам, сделанным и засвидетельствованным специализированным учреждением либо уполномоченным на это дело лицом по установленному образцу, и скрепленным гербовой печатью. Они принимаются как в России, так и в Беларуси без всяких там специальных удостоверений.

Из вышесказанного прослеживается вывод: белорусам, желающим открыть филиал предприятия на территории Российской Федерации, достаточно копии оригинальных документов (если переведены на русский язык – то и этих переводов) заверить у нотариусов. О том, что перевод заверен нотариально, свидетельствует соответствующая запись.

Как получить опись документов, которые приняты для аккредитации филиала?

Сделать это проще простого. В Порядке аккредитации иностранных филиалов в России указано (пункт седьмой), что второй экземпляр этой описи взятых документов должен иметь отметку Межрайонной налоговой инспекции ФНС о том, что они приняты для рассмотрения. И этот же экземпляр необходимо вернуть заявителю. Если же бумаги поступил по почте, то второй экземпляр описи отправляют таким же образом по адресу аккредитуемого филиала. Если открывается представительство – то, соответственно, представительства.

Документы, свидетельствующие о подтверждении аккредитации

Эти бумаги, в которых прописано, что филиал аккредитован, заявитель или его уполномоченный представитель должны получить лично, а не через кого-то. Или же сотрудники налоговой службы могут отправить их по почте на адрес белорусского филиала, указанный в документах при регистрации или аккредитации. Такой пункт есть в Порядке аккредитации зарубежных филиалов в России.

Стоит уточнить, что это за бумаги:

  • свидетельство, согласно которому в госреестр аккредитованных иностранных филиалов, представительств юрлиц внесена соответствующая запись;
  • информационный лист (в качестве приложения к вышеуказанному свидетельству). Оба документа выдаются максимум на пятый рабочий день с момента, как внесли запись в госреестр.

Действия после получения аккредитации

Это уже финишная прямая для белорусских филиалов в восточной стране-соседке.

После аккредитации филиала необходимо:

  • стать в российской налоговой инспекции на учёт (напомним, в России это Федеральная налоговая служба);
  • посетить Федеральную службу государственной статистики. Там надо получить специальные коды;
  • подружиться с фондами внебюджетного характера (пенсионный, обязательного страхования в плане медицины, социального страхования), так как предстоит процедура постановки в каждом из них на учёт;
  • заняться изготовлением печати.
Аксюто Людмила Ведущий-юрист

Практикующий юрист в сфере корпоративного права. Владение в совершенстве теоретическими и практическими навыками в вопросах создания и ведения бизнеса, регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Комментарии: 0

Онлайн консультация


    Контакты

    Телефон +375 29 231 61 61 Email info@registratsiyaooo.by Адреса 220090 г. Минск, ул. Широкая, д. 3, оф. 148