В 2020 году наблюдается ситуация, в которой белорусская правоприменительная (точнее — судебная) практика активно удовлетворяет любые иски, которые касаются признания недействительной регистрации ООО. Объясняется подобное участившимся представлением недостоверных сведений физическими или юридическими лицами, выступающими в роли учредителей. Сегодня хотелось бы рассмотреть проблему подробно.
Для начала отметим, что в Республике Беларусь проводится постоянная работа, направленная на совершенствование законодательных норм. В частности, наблюдается либерализация предпринимательской деятельности, что упрощает порядок регистрации хозяйственных субъектов. К сожалению, данное обстоятельство попало в поле зрения злоумышленников, которые стремятся работать на рынке с использованием «серых» схем. Ярким примером можно считать представление ложных сведений при оформлении компании. Такой способ обхода нормативов относится к категории распространенных.
Данный документ утвержден Декретом Президента Беларуси №1 (2009 год). Выработан механизм, обеспечивающий самоконтроль правдивости данных, сообщаемых во время регистрации. В частности, указывается на то, что собственники имущества (участники, учредители) организации, руководитель или уполномоченное лицо несут ответственность за подлинность сведений, указанных в документации, представляемой в уполномоченный орган для регистрации. Это касается и непосредственно заявления.
Регистрация ООО от 150 BYN. Зарегистрируем бизнес любого масштаба под ключ в срок от 1 дня!
Деятельность хозяйственных субъектов будет признана незаконной (а значит – госрегистрация окажется недействительной) по решению хозяйственного суда, если представлялись ложные сведения. При этом в пользу местного бюджета взыскиваются доходы, полученные в ходе деятельности, признанной незаконной. Срок, который прошел с момента оформления ООО, не имеет значения. Признание незаконной регистрации ООО влечет ликвидацию организации. Причем требования о признании процедуры недействительной и истребовании полученного дохода могут объединяться в один иск или заявляться по отдельности.
Чтобы было понятнее, поясним, что под сообщением заведомо ложных данных в Положении подразумевается представление недостоверной информации, документов с искаженными фактами, которые имеют существенное значение для принятия решения о целесообразности госрегистрации. Важно понимать, что описки, пропуск слов, букв, цифр и т.д. не признаются ложными данными. Часто наблюдается ситуация, когда сообщается неправильный адрес.
Переходим непосредственно к процессу. В качестве примера приведем иск, поданный в экономический суд Минска. В обращении истец ссылается на то, что ответчик представил в регистрирующий орган сведения, которые можно считать ложными.
Рассмотрев документы и изучив доказательства, суд установил, что гражданка С. подала заявление о госрегистрации «Х» 06.01.2019 года. В тот же день была произведена соответствующая процедура. Компанию внесли в ЕГР. В поданном заявлении подтверждалось, что данные, которые присутствуют в документации, правдивы. В частности, имеются сведения о местонахождении юрлица. Проверка ИМНС установила, что ООО по озвученному адресу отсутствует. Кроме того, выяснено, что помещение относится к категории жилых. Ранее в нем находилась гражданка С., но она покинула площадь в начале 2019 года.
Получается, что заявление о госрегистрации ООО «Х» содержит ложные сведения, касающиеся фактического адреса, получения согласования от правообладателя и перевода объекта в нежилой фонд. Пункт 26 Положения гласит, что собственники имущества организации, ее руководитель, ИП и т.д. несут ответственность за соответствие действительности представленных для регистрации сведений (включая заявление). Деятельность компании «Х», которая была зарегистрирована на основании сведений, являющихся заведомо ложными, признана незаконной. Суд аннулировал регистрацию и изъял полученный доход.
Приняв решение о ликвидации, орган Фемиды назначает ликвидационную комиссию или ликвидатора. Копия вердикта в течение 5 дней с момента вступления в законную силу направляется участникам разбирательства, регистрирующему органу и ИМНС. Состав комиссии согласовывается с соответствующими органами и лицами, после чего предложение направляется в хозяйственный суд.
Если претенденты отсутствуют, представитель правосудия имеет право указать в решении на необходимость включения в ликвидационную комиссию представителей госорганов. Делается это на основании статьи 27 ХПК РБ, которая гласит, что вступившее в законную силу постановление обязательно к исполнению на всей территории нашей страны. Таким образом, включение в состав комиссии представителей госорганов является правом суда и осуществляется в зависимости от тех или иных обстоятельств. Количество членов и персональный состав определяются органом Фемиды. Председатель назначается из тех, кто получил статус участников комиссии.
Моментом назначения ликвидационной комиссии является дата вступления решения в законную силу, если только не допускается немедленное исполнение в соответствии со статьей 205 ХПК. Полномочия по управлению делами юридического лица, чья деятельность признана незаконной, переходят к комиссии или ликвидатору. Учредители утрачивают право на вынесение распоряжений и непосредственно, и через уполномоченных лиц, а также органов (кроме тех, что предусмотрены действующим законодательством).
В случае с ООО «Х», председателем назначен представитель государственного органа, обратившегося с иском о ликвидации компании. Эту же роль может играть представитель этого органа.
Истец подал заявление, в котором просил создать комиссию в составе:
Суд удовлетворил пожелания истца и возложил обязанности по ликвидации на комиссию в озвученном составе.
Продолжая, Вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и подтвержаете, что прочли наше Положение о конфиденциальности и использовании файлов cookie.